разработан ведущими российскими педагогами и учёными в Российском Государственном Педагогическом Университете РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург)
Разработки российских учёных и педагогов по социально-эмоциональному и когнитивному развитию легли в основу данной комплексной образовательной программы. Она направлена на развитие умений управлять своим мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействовать с другими людьми, ставить и достигать цели и быть ответственным за свою жизнь. В фокусе программы задача развития личностного потенциала ребёнка.
Программа соответствует задачам в сфере образования, обозначенным в Указе Президента России No 204 от 7 мая 2018 года, а также Федеральным государственным образовательным стандартам.
УЧЁТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ, КОММУНИКАТИВНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ВОЗРАСТА
ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОГРАММА, СНИЖАЮЩАЯ РИСКИ ПОДРОСТКОВОГО РАЗВИТИЯ
"Если есть забота о жизни и счастье другого, — такие отношения будут всегда прекрасны." "Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству."
Антон Семёнович Макаренко
Советский педагог
НАШИ УРОКИ
«Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются."
Лев Николаевич Толстой
Русский писатель и мыслитель
Исследования показали, что ранимые, впечатлительные дети хуже учатся в неблагоприятной атмосфере и лучше в благоприятной. Все больше исследований также демонстрирует благотворное влияние доброты и заботы на выработку гормона стресса и работу иммунной системы у детей и даже животных. В том, что касается результатов обучения и физического здоровья, сострадание и доброта в образовательной среде имеют существенное значение.
Концепция программы "Гибкие навыки+Эмоциональный интеллект" доказывает, что управление эмоциями, сострадание к себе и другим, а также навыки межличностного общения улучшают учебные результаты и личное благополучие ребенка на переломных этапах его развития.
Мамонова Анна Игоревна, педагог-психолог, основатель школы
Годовой Учебный Курс "ГИБКИЕ НАВЫКИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ" основан на программе СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ "МИР ЛЮДЕЙ" и направлен на развитие следующих личностных образовательных результатов:
АВТОРЫ: Кожевникова Маргарита Николаевна, канд. филос. наук Иванющенко Татьяна Юрьевна Неупокоева Надежда Игоревна, канд.пед.наук РЕЦЕНЗЕНТЫ: Савинова Л. Ю., кандидат педагогических наук, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Даутова О. Б., доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Доброта и сочувствие
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Самостоятельность и ответственность
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в коммуникативной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, справедливости и свободе
Навыки управления конфликтами
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, поведение во время травли и буллинга
Искусство общения
развитие коммуникативных навыков и навыков позитивного общения; ребёнок становится более уверенным в себе, учится предотвращать и решать конфликты; может эффективно вести дискуссию; улучшает отношения с родителями, формирует более осознанный подход к жизни; учится устанавливать контакт со сверстниками; учится говорить о своих чувствах, формирует уважение к себе и собеседнику.
Находим пути к Целям и Мечтам
Развитие критического мышления и планирования. Развитие уверенности в себе. Когда родители поддерживают мечты своих детей и помогают им видеть возможные пути их реализации, дети начинают верить в свои силы. Формирование активной жизненной позиции. Дети начинают понимать, что многое зависит от них самих, определённых качеств, умений. Надо брать ответственность на себя и двигаться к мечте, ставить цели, преодолевать препятствия.
Кто "Я" в этом мире?
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других людей.
«Цель воспитания - не «внушение добра», а пробуждение в ребенке самостоятельной свободной нравственной воли».
Константин Николаевич Вентцель
Русский педагог
Образовательные результаты программы
ПОНИМАНИЕ СЕБЯ
✓ Внимание к своему телу и ощущениям ✓ Понимание своих эмоций ✓ Карта эмоций
✗ Слабая концентрация внимания ✗ Низкая самоосознанность
СОСТРАДАНИЕ К СЕБЕ
✓ Понимание своих эмоций в разных ситуациях ✓ Принятие себя
Программа "Мир Людей" основана на инновационной работе, проделанной в области социального и эмоционального образования, развития "Гибких навыков" и развития некогнитивных навыков.Каждая из этих областей направлена на обеспечение целостного образования учащихся. Такие навыки, как адаптивность, умение справляться с неопределённостью, самомотивация, внимательность, организованность, эмпатия и т.д., напрямую связаны как с личным, так и с профессиональным благополучием.
Развитие "Гибких навыков" некогнитивных умений, а также социальное и эмоциональное обучение включает в себя процессы, посредством которых учащиеся приобретают и эффективно применяют знания, установки и навыки, необходимые для понимания и управления своими эмоциями, проявления эмпатии к другим людям, постановки и достижения своих целей, развития и поддержания позитивных отношений, принятия ответственных решений, управления собой и своими отношениями.
«Недостаточно знать, что думают и чувствуют другие люди; мы также должны заботиться о них и быть готовыми им помочь. Я думаю, что это жизненно важный навык как для детей, так и для взрослых, и добавление его к Эмоциональному и Социальному Образованию было бы важным следующим шагом для школ».
Дэниэл Гоулман
Американский писатель, психолог, автор бестселлера "Эмоциональный интеллект"
— В чём отличие вашей Программы от психологических курсов для детей и подростков?
— Наши занятия проводятся не психологами*, а опытными Педагогами. — Программа является Образовательной, чётко структурированной и официально признанной. — Программа разработана не психологами*, а профессиональными и опытными Педагогами на базе старейшего ВУЗа России - Российского Государственного Педагогического Университета им. Герцена в г. Санкт-Петербурге.
*Уважаемые психологи, если вы читаете этот текст, просьба не обижаться. Мы имеем ввиду большое количество так называемых "психологов", не имеющих полноценного образования, ведущих обучающие программы так, как им это представляется, и просто людей, которым нужно зарабатывать на жизнь. Мы не хотим никого обидеть, наши двери открыты для всех. Но мы хотим донести разницу между так называемыми "курсами эмоционального интеллекта" и нашей образовательной программой.
"ГИБКИЕ НАВЫКИ" или SOFT SKILLS Это личные качества и способности, универсальные навыки, которые помогают ребёнку эффективно взаимодействовать окружающими людьми, справляться с различными ситуациями и адаптироваться к переменам, чувствовать себя устойчивым и удовлетворённым. Можно сказать, это то, чего не достаёт в нашей системе образования, на что у родителей зачастую не хватает сил и времени. Это то, о чём много рассуждают, но мало делают.
Осознанность (Mindfulness)
Обучение Осознанности означает постоянное сосредоточение на том, на чём сосредоточен разум, другими словами - это тип непредвзятого осознания настоящего момента. Забываем ли мы ключи от дома, или говорим о своих ценностях и обязательствах - осознанность это один из ключевых моментов, который позволяет нам оставаться верным своим ценностям.
Эмоциональный интеллект
Нам необходимо воспитание «эмоциональной грамотности». Этот процесс подразумевает, что мы рассказываем детям об их эмоциях, о том, как правильно с ними обращаться, проявляя сочувствие к окружающим, и как пользоваться этими навыками, чтобы выстраивать гармоничные отношения с другими людьми и принимать здравые социальные решения. Мы учимся Умению распознавать свои эмоции, понимать их причину и контроль над сложными чувствами и переживаниями. Также это понимание эмоций других людей, их причин. Такие навыки совершенно необходимы для счастливой и здоровой жизни, без депрессии и неврозов.
Искусство общения
Развитые коммуникативные навыки позволяют успешно разрешать конфликты, договариваться, выстраивать отношения, защищать свои границы, да и просто объяснять свои чувства.
Внимательно слушать, чтобы лучше понимать других и их потребности.
Общаться сострадательно, вдохновляя тем самым себя и других.
Предлагать помощь другим согласно их потребностям и соразмерно своим возможностям.
Конструктивно реагировать на конфликты и способствовать сотрудничеству, примирению и мирным взаимоотношениям.
Добродушие и сочувствие
Концепция нашего курса основана на принципе сострадания. Под состраданием понимается формирование восприятия себя, других людей и всего человечества как единого целого, при помощи развития доброты, эмпатии и заботы как о счастье, так и об облегчении страданий. Так как ценности Программы опираются не на предписания, а на личное осознание и понимание, то и для воспитания сострадания и доброты недостаточно одних только слов о том, что ученики должны быть сострадательными в отношении с другими. Необходимо мышление, устремленное к пониманию личных потребностей, желаний и ценностей самого человека и окружающих.
Саморегуляция
Какую роль играет наша нервная система в обеспечении нашего благополучия? Знакомимся с навыками жизнестойкости, которые помогут лучше заботиться о себе. Многие из этих навыков были разработаны в ходе работы с травматическими ситуациями и основаны на значительном объёме клинических и научных исследований.
Критическое мышление
Можно ли верить всему, что тебе говорят, в том числе из интернет? Мыслить критически означает !) подвергать сомнению, 2)проверять информацию, 3)задавать вопросы Пусть ребёнок с раннего возраста тренируется задавать вопросы, обсуждать разные позиции и искать истину.
Логика
Умение мыслить логически и анализировать - важное качество для человека будущего. Здоровый спор возможен, только когда человек понимает, что другие тоже опирались на логические доводы и опыт, чтобы прийти к тем точкам зрения, которых придерживаются, даже когда эти точки зрения отличаются от его собственной. Без понимания ограниченности собственных знаний и открытости спор и консенсус становятся невозможными, и разговоры могут скатываться до непродуктивных конфликтов и борьбы за власть.
Внимательность и Концентрация
Сегодня вокруг нас очень много информации. Мы глотаем её, не осознавая, она воздействует на все органы чувств ребёнка, создавая постоянный информационный шум, и тем самым ослабляя навыки внимания и концентрации. Внимание – фундаментальный навык, влияющий на все аспекты обучения. Несмотря на это, развитие внимания практически никогда не входит в перечень целей образования. Как существенный элемент, помогающий детям лучше работать со своим внутренним миром и учиться, тренировка внимания является очевидным шагом в образовании.
Сегодня наши дети растут в мире, который сильно отличается от того мира, в котором росли предыдущие поколения. Перед ними встают такие социальные и экономические проблемы, которые нам и представить трудно. Мир вокруг очень быстро меняется. И нам, родителям и учителям, нужно осмыслить эти тенденции и помочь нашим детям войти во взрослую жизнь с теми качествами, которые им будут необходимы для счастливой жизни именно в XXI веке. В российской, советской педагогике, да и во всём мире накоплен огромный педагогический опыт, но почему же он так слабо отражён в государственной образовательной системе современной России?
Основная среда, формирующая ребёнка - это, как правило, семья. Позже, когда ребёнок взрослеет, детский сад и школа также становятся той средой, которая оказывает огромное влияние на его самоосознание, его психику и его мировоззрение. И в каждой такой среде существуют свои "тёмные стороны", которые мы постарались кратко сформулировать.
Эмоциональное игнорирование является одной из самых масштабных проблем в семьях по всему миру. Это не означает какого-то серьёзного травмирующего события в детстве, это про то, чего не случилось в детстве - эмоциональные потребности ребёнка в семье не были удовлетворены на протяжении долгого периода времени. Когда ребёнок испытывает различные эмоции (расстроен, подавлен, раздражён и тд), взрослый игнорирует его чувства, или преуменьшает их значимость. Всем знакомы фразы: «Не плачь, ты же мужчина», «Сейчас же успокойся, а то я позову полицейского, и он тебя заберёт», «Ну ты нашла, из-за чего расстраиваться, успокойся». Если бы эти взрослые сами выросли в любящей и заботливой атмосфере, или понимали основы эмоционального воспитания, они бы сказали так: «Я понимаю, мой милый, что ты сейчас расстроен, мне очень жаль тебя, давай вместе что-нибудь придумаем». Дети впитывают модель поведения взрослых, подстраиваются под привычки родителей, и вырастают людьми, неуверенными в себе, с глобальным дефицитом доверия, с отрицанием важности собственных чувств и эмоций, не умея выстраивать внутренние и внешние границы в общении, с фобиями и паническими атаками.
Поэтому эмоциональное воспитание так необходимо в каждой семье. Дети, чьи родители внимательно и с пониманием относились ко всем эмоциям ребёнка, имели более крепкое здоровье и более высокую успеваемость. У них лучше складывались отношения с друзьями, наблюдалось меньше проблем с поведением, они были менее склонны к насилию. Дети, имеющие опыт эмоционального руководства, обладали лучшим эмоциональным здоровьем и испытывали меньше негативных, а больше позитивных чувств.
"Если ты называешь свою сестру гнусным вредителем, твоя мать говорит: "Конечно, ты так не думаешь!". А когда рассказываешь об инциденте в школе, твой отец говорит: "Может быть, ты сам спровоцировал учителя?". А семейный отдых? Об этом вообще лучше не вспоминать..: "После всех тех денег, которые мы с отцом потратили, чтобы отвезти тебя на море...". Таким образом, через некоторое время ты приучаешься держать язык за зубами. Если у тебя проблемы в школе, ты просто идёшь в свою комнату, изображая на лице полное удовольствие. Не стоит расстраивать маму и папу. Они ненавидят проблемы."
Джон Готтман
профессор психологии, США, автор книги "Эмоциональный интеллект ребёнка"
С другой стороны, в современной школе усиливаются такие педагогические проблемы, как потеря интереса к учёбе в школе и отчуждённость учеников, чему есть много причин. Не будем даже упоминать переход на дистанционное образование, что является последним шагом к пропасти. И без того большое влияние оказывает огромное количество информации из мессенджеров, YouTube и социальных сетей, неумение детей и подростков справляться с этим информационным потоком. Живое общение уже не является чем-то необходимым, и дети теряют навыки общения, ведь, общаясь через сеть, они не чувствуют друг друга, не смотрят человеку в глаза, не понимают скрытых подтекстов поведения друг друга и не используют невербальный язык общения. Это общемировая проблема.
Что касается российских государственных школ, то здесь очевидно, что отношения между учителем и учеником всё больше приобретают формально-ролевой характер, усиливающий отчуждение учеников. Государственная система образования, как любая глобальная система, построила большую структурную иерархию контроля качества образования, что на деле привело к тому, что учителя (помимо своей воли) всё больше выполняют роль тьюторов, натаскивая на знания за определенный период времени. При этом дети не успевают усваивать материал, поэтому у них уходит очень много времени на выполнение домашнего задания и "переваривание" информации дома. На "педагогику" у учителей остаётся всё меньше времени, а порой его нет вообще. В школах есть психологи, но при этом детей не обучают морали и этике, психологии взаимоотношений и искусству общения. Вместо этого разговоры учителей с учениками всё чаще приобретают ярко выраженный идейно-просветительский характер.
Вступая в 3-е десятилетие XXI века, становится очевидным, что необходимо внедрение в образование этических принципов. Все люди хотят быть счастливыми, но все люди имеют разнообразные эмоции. Все задаются вопросами: «в чём смысл жизни», «как стать счастливым», «что такое хорошая жизнь». Для религиозных людей на эти вопросы отвечает их религия, но как внести понятие этики в образование, не погружаясь в религию, как охватить всё общество, из разных религиозных конфессий?
14-й Далай-лама, духовный лидер Тибета и Нобелевский лауреат мира, более 30-ти лет сотрудничая с западными учёными, предлагает понятие «светская этика», подразумевающее уважение ко всем религиям и убеждениям, включая атеистические.
«Я хочу, чтобы однажды формальное образование обратило внимание на воспитание сердца, обучение любви, состраданию, справедливости, прощению, внимательности, терпимости и миру. Это образование необходимо от детского сада до средних школ и университетов. Оно означает Социальное, Эмоциональное и Этическое обучение (СЭЭО). Нам нужна всемирная инициатива по воспитанию сердца и ума в этом современном веке».
Далай-лама XIV
духовный лидер Тибета, Нобелевский лауреат мира
Джон Готтман, известный во всем мире психолог, на основе теории Дэниэла Гоулмана об эмоциональном интеллекте, показывает, что дети, с которыми в детстве занимались эмоциональным воспитанием, вырастая, умеют лучше управлять своими эмоциями, быстрее себя успокаивают, когда расстроены. Благодаря более высокой эффективности физиологических реакций, отвечающих за успокоение, они меньше болели инфекционными заболеваниями. У них выражена способность к более высокой концентрации. У них лучше складывались взаимоотношения с другими детьми даже в сложных социальных ситуациях в подростковом возрасте, когда чрезмерная эмоциональность является значительным препятствием. Они лучше понимают людей, у них больше друзей, они лучше учатся в школе. Иными словами, у них развивался своего рода IQ по отношению к людям и миру чувств, или эмоциональный интеллект.
«Недостаточно знать, что думают и чувствуют другие люди; мы также должны заботиться о них и быть готовыми им помочь. Я думаю, что это жизненно важный навык как для детей, так и для взрослых, и добавление его к Социально-Эмоциональному Образованию было бы важным следующим шагом для школ».
Дэниэл Гоулман
Американский писатель, психолог, автор бестселлера "Эмоциональный интеллект"
Итак, эмоциональное здоровье – это именно та категория, без которой никак не воспитать способность преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни. А в школьные годы становление эмоционального опыта детей напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому каждый ребенок вправе рассчитывать на школу и семью как на место, где его научат быть победителем, верить в себя. Мы считаем, что целью воспитательной системы в начальных классах является именно сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей, расширение спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций и свободное их выражение. А также понимание эмоций других людей, принятие их, а также эмоциональное реагирование на эмоции других людей, способствующее взаимопониманию. И конечно, коррекция и творческое преобразование своих негативных эмоций.
Образовательная программа СЭЭО ("See Learning"), разработанная Центром созерцательной нейрофизиологии и сострадательной этики Университета Эмори, в первую очередь посвящена этике. Этика здесь не связана с той или иной культурой или религией: она основана на базовых, общечеловеческих ценностях – сострадании, терпимости, прощении. Практики для развития навыков СЭЭО могут помочь людям научиться заботиться о себе и о других, что исключительно важно для физического и эмоционального здоровья. Также программа помогает углубить осознание взаимозависимости и развить критическое мышление, помогая детям стать гражданами мира, жить в котором становится всё сложнее. Программа основана на общечеловеческих ценностях, а значит, может использоваться в разных странах и культурах. Цель этой универсальной и многогранной программы – обучить людей всех возрастов социальным, эмоциональным и этическим навыкам. В этом смысле она не отличается от обучения математике, естественным наукам, иностранным языкам и любым другим академическим предметам. Включить в образовательную программу воспитание ценностей и навыков, ведущих к счастью и гармонии как индивидов, так и общества в целом, не только возможно, но и необходимо.
ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ
Заполняя данную форму вы соглашаетесь с условиями политики обработки и защиты персональных данных.
ТЕСТ САМООЦЕНКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Какого стиля воспитания вы придерживаетесь?
В этом тесте вам предстоит ответить на вопросы об отрицательных эмоциях - грусти, страхе и гневе, которые периодически испытываете и вы, и ваши дети. Отметьте ответ, наиболее точно соответствующий вашему мнению. Постарайтесь ответить на все вопросы. Результат Вы получите на e-mail, указанный в тесте.
ОЦЕНИТЕ СВОЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
Ответ будет выслан на ваш e-mail в течение суток
Заполните анкету, чтобы подать заявку на обучение
После рассмотрения анкеты вы получите письмо на электронную почту, а также сообщение в указанные вами мессенджеры, с приглашением на индивидуальное собеседование